24 АВГУСТА 2022
Что делать, если результаты вашего исследования - боль для бизнеса?материал из Telegram-канала: часть 1 и часть 2Исследования, зачастую, это столкновение с реальностью, часто с такой, которую ты не ждал. Вы узнаете что-то, что вам не нравится, не совпадает с вашими ожиданиями.
Нередко – это прям боль. Один раз команда, принимающая у меня финальные результаты исследования после презентации, орала матом во весь голос. И в целом я понимаю почему. Неудобные факты, полученные в исследованиях, могут вызывать сильные эмоции. Особенно, если это показывает, что годы предыдущей работы были не очень полезны, и надо все начинать практически с нуля.
Исследователь нередко наблюдает «боль» заказчика, и она выражается по-разному.
· Удалите, пожалуйста, вот эту формулировку из выводов
· Давайте сформулируем это помягче
· Напишите, что победил другой вариант
Но на самом деле «боль» и фрустрация пронизывает всё исследование.
«Это не моя целевая аудитория», говорит клиент придя на группы или интервью.
«Это какие-то странные/бедные/неумные люди. Мои пользователи не такие».
Но самая большая боль – это этап выстраивания системного подхода к проведению исследования, вписывание его в бизнес (как я буду использовать полученные результаты, что они дадут и даже к каким изменениям, решениям я готов). Эта работа обычно начинается с формирования брифа на исследование.
Формирование брифа в состоянии развенчать представление/иллюзию заказчика о понимании своей ЦА, рынка, готовности предпринимать те или иные действия, делать инвестиции. За 30 минут созвона можно увидеть, как рушится представление о стратегических планах, возможностях, нишах, географии дальнейшей работы. Бриф с его «неудобными» вопросами вынуждает увидеть несостыковки и сложности, отсутствие четкого представления и соотнесения целей бизнеса.
Как же рынок отвечает обычно на эту болезненность исследований, как одного из инструментов бизнеса?
Раньше – обесцениванием. Фразу «я не верю в исследования» можно было услышать как от бизнесмена, так и от успешного маркетолога. Как в маленькой, так и в очень крупной компании. «Аналитика – это да, а исследования нет». И это было нормой.
За последние годы ситуация сильно изменилась. Исследования стали мейнстримом, и сказать, что ты не веришь в них, все сложнее и сложнее. Такое заявление уже не встретит понимания, но болезненность от использования исследований никуда не ушла. Как же с ней справляются сейчас, когда от исследований уже не уйти?)))
Фреймворки стали прекрасным инструментом борьбы со сложностью. У нас есть ячейки, мы их заполним и получим результат «исследования». Фреймворки и канвасы хорошо сочетаются с метриками, модой на проверку гипотез, и тут сразу видна эффективность продакта. Проверил 100 гипотез – молодец. Фреймворк облегчает стадию брифа, создает четкое представление об образе результата. Все это сильно снижает напряжение от исследования. Но у этого подхода есть серьезное ограничение. Реальность обычно сложнее заготовленных ячеек, и она часто в них не вписывается. Более того, подстраивание исследований под четкие фреймворки приводит к ложным выводам и в состоянии дезинформировать бизнес.
«Раскадровка» известного фото (см.выше) наглядно демонстрирует то, что мы можем видеть при помощи «зауженного» фрейма и насколько это может отличаться от реальности.