10 копинг-стратегий во времена covid19
Мы все с марта 2020 адаптируемся и «выживаем». Находимся в нетипичных для нас условиях и вынуждены под это подстраиваться. Мы проявляем разные стратегии поведения и эмоциональные реакции. Это видно невооруженным взглядом, но любопытно было посмотреть вооруженным, исследовательским. В качестве метода я выбрала наблюдение в социальных сетях, т. к. уверена, что наблюдение очень хорошо подходит для изучения стрессовых реакций, эмоций, всего того, что людям плохо удается отрефлексировать, и не всегда все выстраивается в нарратив, облекается в слова. При этом копинг-стратегии (стратегии выживания) привлекли не только меня. На следующей неделе коллеги доделают опрос, и мы посмотрим, насколько наши данные будут сопоставимы. Обсудим все полученные результаты в следующую пятницу в Zoom. Кому интересно – добро пожаловать.
Я изучила посты людей в FB и Instagram. От 12 марта до 20 апреля. 44 наблюдаемых, общее число постов 700+. У каждого наблюдаемого не менее 8-10 постов за указанный период.
Удалось выделить 10 стратегий поведения (не дотягивала до круглого, так получилось естественным образом). Нередко у одного человека стратегии миксуются или взаимозаменяются. На схеме я разложила все стратегии по двум осям – фокус на себя или на внешний мир и позитив/негатив, как градус эмоциональных реаций.
1. Углубившиеся. Размещают личные истории, раскрывающие их жизнь. Рефлексируют по поводу своих эмоций, ощущений, переживаний. Откровенно рассказывают о том, что с ними происходит, о тех открытиях, которые они делают на базе столкновения с новым бытом, новой реальностью жизни, более плотным контактом с близкими. Публикуют как минорные, так и мажорные посты, фокус на себе, на том, что происходит с ними и их семьей/близкими.
2. Достигаторы. Убеждены, что нужно работать из имеющихся возможностей/условий. Не игнорируют текущую ситуацию, признают тяжесть и ограничения происходящего, но уверены, что в текущей ситуации им нужен труд, творчество, самореализация. Транслируют необходимость соблюдения режима, внутренней дисциплины, поддержания связей и контактов. Стараются не унывать, хотя отмечают, что им непросто. Убеждены в необходимости освоения навыков, которых требует «новая реальность».
3. Читеры. Люди, уверенные, что им удалось хакнуть текущее положение вещей и создать себе максимально комфортную среду для существования. Они убеждены, что нужно следовать своим целям, развиваться, добиваться результатов несмотря ни на что. Транслируют в массы идею о том, что так могут все, но не все это делают. Могут относиться к окружающим с долей снисхождения и даже осуждения. Уверены, что многие боятся, жалуются и прокрастинируют, а они при этом на коне и они отличаются. Убеждены, что выйдут победителями из этой ситуации. Постят фото и тексты, подтверждающие их достижения.
4. Развлекающие. Размещают информацию юмористического характера, демотиваторы, анекдоты, другого рода «позитивный» контент. Не пишут ничего о негативе, не высказывают оценок. Не пишут о своих эмоциях и переживаниях. Личность полностью или практически полностью остается за кадром.
5. СМИ. Люди берут на себя функцию альтернативного СМИ, количество их постов значимо увеличивается. Могут как критично оценивать меры властей, так и поддерживать их. Транслируют положение вещей в стране и городе. Дают свою аналитику происходящего, опираясь на статистические данные, официальные источники. Информация носит четкий, структурированный характер. Почти не пишут о себе и своих эмоциях, личные посты единичны, например 1 на 50.
6. Отрицатели. Транслируют в массы, что вируса не существует и его придумали. «Это заговор». Склонны обесценивать окружающих, обвинять их в глупости, высмеивать самоизоляцию и другие меры, принимаемые властью или конкретными людьми. Зачастую перепосчивают разные подтверждения данной точки зрения – статьи, интервью и т.п. Размещают шутки и мемы, высмеивающие методы борьбы с коронавирусом и наличие вируса в целом. Сообщения о необходимости не паниковать могут быть наполнены отсылками к фактам, заставляющим напрягаться (смерти, заражению, скорости распространения).
7. Раздражающиеся. Зачастую фокусируются на поведении других людей. Высказывают недовольство окружающими. Причиной для негодования может быть то, что другие люди ходят в масках или что они ходят без масок, паникуют или напротив не проявляют достаточно мер осторожности, не выходят на улицу и подчиняются властям или выходят и не подчиняются и т.п. Крайней точкой раздражения может быть паника или истерика, проявляемая в страхе смерти себя или близких. Возлагают ответственность за это на других людей.
8. Расстроенные. Сфокусированы на своих ощущениях. Их жизнь остановилась. Испытывают много негативных эмоций и, в первую очередь, скуку. Отмечают однообразие жизни – «день сурка», ощущают бесполезность/бессмысленность всего, что они сейчас делают. Сложно адаптироваться к изменениям, перестроить привычки.
9. Упущенные возможности. Сфокусированы на том, что они потеряли и пропустили. Испытывают много негативных эмоций. Убеждены, что меры неоправданны, несвоевременны, неправильны. Осуждают власть. Считают недополученную выгоду в деньгах/отдыхе/впечатлениях/эмоциях и т.п.
10. Продажники. Коронавирус и общая дезориентация еще один повод предложить свои услуги. «У вас стресс/проблемы – купите то, что я продаю, и это вам поможет».
• Не все продажники последовательны в своих постах. Посты с предложениями услуг/товаров могут сменяться сообщениями о собственном плачевном состоянии. Продающие сообщения, полные оптимизма, могут чередоваться с «личными» постами страха и отчаяния. «Я знаю, как вам помочь своим товаром/услугой VS Я не могу помочь себе. У меня заканчиваются средства к существованию».
Наблюдаемые: 44 человека, мужчины и женщины 50/50. От 20 до 65 лет, основная группа 30-45 лет. Проживающие в Москве и другие городах 70/30. Число подписчиков у наблюдаемых от нескольких сотен, до нескольких тысяч – микс, основная группа от 500 до 2000 подписчиков. В выборку попали представители разных профессий: бизнесмены, экономисты, IT-специалисты, продавцы, студенты, психологи, маркетологи, социологи, спортсмены, люди, работающие в киноиндустрии, профессиональные танцоры, фотографы, дизайнеры.