15 ИЮЛЯ 2022
Далеко не все проективные техники это большие упражнения. Есть подходы, которые исследователь использует ситуативно, по мере возникновения необходимости. Например, когда респондент не раскрывается в каком-то вопросе, дает поверхностный ответ или уклоняется.
Исследователь заранее никогда не может быть на 100% уверен, является ли какая-то тема сензитивной для его респондентов. Про ряд тем это можно предположить с достаточной долей уверенности, например, деньги, сексуальное поведение, вредные привычки, политика. Но вы всегда можете столкнуться с сензитивной темой там, где этого не ожидаете. И с этим необходимо работать на месте, импровизировать.
Вопрос "От третьего лица» — одна из практик, которую можно использовать в подобных кейсах. Как это сделать. Можно формулировать по-разному:
«Если бы на вашем месте был другой человек/друг/сотрудник и т.п., чтобы он подумал/сделал/купил…»
или
«Представьте себе человека, который никогда не видел ХХХ, чтобы он подумал/сделал…»
Возможность рассказа от имени другого человек должна побудить респондента говорить более откровенно, чем если бы он рассказывал о себе. То есть эта практика не про креатив, в отличие от «Персонификации», а про снятие напряжения.
Я лично очень редко применяю данный подход. В большинстве случаев он оказывается «силиконовым», органично смотрится в креативных группах. В B2B и “бытовых" проектах, когда есть необходимость «всковырнуть» тему я предпочитаю вопрос в формате апелляции к предыдущим интервью. «Вы знаете, а на предыдущих интервью мне говорили, что…, а что вы об этом думаете?»
Такое соотнесение с третьим лицом срабатывает эффективно и позволяет пойти в непростые для человека темы более безопасным способом, не через признание своего поведения, а через оценку чужого.